|
Регионы и периферия В. и. Византия, Болгария и Сербия
А. А. Турилов
26 мая 2008 г. |
Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 208–212.
|
Византия и Болгария.
Болгарское гос-во было создано в кон. VII в.
непосредственно на территории В. и. и на протяжении
столетий находилось с ней в теснейшем взаимодействии,
многократно переходя от конфронтации к союзническим
отношениям и наоборот; более 2 столетий
(960–1180-е гг.) болг. земли входили
непосредственно в состав В. и. (политическую историю
см. в ст. Болгария). Это обстоятельство (вернее,
постоянно действующий фактор) определило мн. особенности
социально-экономической, политической и культурной жизни
страны в эпоху средневековья. Еще до принятия христианства
греческий служил офиц. языком дипломатических сношений, на
нем преимущественно выполнялись также памятные надписи
болг. языческих правителей в VIII–IX вв. (см.:
Бешевлиев В. Първобългарски надписи. София, 1979;
Каймакамова М. Българска средновековна
историопис. София, 1990. С. 89–94): надписи на
протоболг. языке выполнены греч. алфавитом. Широкая
известность на территории Болгарии греч. письма несомненно
явилась одной из причин создания в кон. IX в. на его
основе нового слав. алфавита — кириллицы взамен
первоначальной глаголицы. Изображения па печатях и
медальонах болг. ханов подражают имп. иконографии. После
принятия христианства в 60-х гг. IX в. в форме
визант. Православия (см. ст. Болгарская
Православная Церковь) греч. язык являлся
на первых порах в Болгарии (до начала деятельности здесь в
885 учеников святых Кирилла
(Константина) и Мефодия) основным языком
богослужения, сохранив и позднее заметные (если не
господствующие) позиции в церковном пении (см.: Момина
М. А. Проблема правки слав. богослужебных
гимнографических книг на Руси в XI в. // ТОДРЛ. Л.,
1991. Т. 45. С. 201–202). Практика поставления
греч. священников на приходы в Болгарии сохранялась по
крайней мере до 2-й пол. 90-х гг. IX в., если не
позднее. Судя по эпиграфическому материалу (раскопки в
монастырском комплексе Равна в сев.-вост.
Болгарии) греч. монашество в стране было значительным и в
X в. Первые христ. правители Болгарии (кн.
Борис, цари Симеон и Петр)
состояли в переписке с К-польскими Патриархами. Симеон, во
время пребывания заложником в К-поле получил хорошее греч.
образование и настолько проникся духом визант. культуры,
что современники называли его «полугреком».
Став правителем, он попытался военным путем воплотить в
жизнь идею «переноса царства» (Translatio
imperii) — создания единого гос-ва «болгар и
греков» под своей властью. В 919 г. Симеон
принимает царский (имп.) титул и провозглашает болг.
архиепископа Патриархом. Осуществить эти планы Симеону не
удалось, но культурная часть его программы, направленная,
в частности, на создание слав. аналога монастырского
варианта визант. культуры, трудами болг. книжников была
претворена в жизнь (см.: Буланин Д. М. Античные
традиции в древнерусской литературе XI–XIV вв.
Мюнхен, 1991. С. 264–276), послужив позднее основой
и моделью для рус. и серб. лит-р.
Возможно, что косвенным отражением культурно-политической
программы Симеона (в т. ч. и для всей позднейшей
средневек. истории Болгарии) является практически полное
отсутствие в болг. книжности летописных памятников и житий
правителей и церковных иерархов (при наличии значительного
числа переводных хроник) — вероятно, история страны
не мыслилась образованной частью общества в отрыве от
истории Византии (или в противопоставлении ей). На это же
указывает скорее всего и включение болг. реалий в
эсхатологические сочинения и компиляции (см. в ст.
Апокалиптика).
В долгое правление сына и преемника Симеона — царя
Петра (927–969), женатого на дочери имп.
Романа I Лакапина и не унаследовавшего энергии и
политических талантов отца, визант. влияние в Болгарии по
всей видимости еще более усиливается.
После завоевания имп. Иоанном I Цимисхием Вост.
Болгарии (970) регион был подчинен в церковном отношении
К-польскому Патриархату; такая ситуация сохранялась вплоть
до восстания 1185 г. и образования 2-го Болгарского
царства. Более сложной была картина болгаро-визант.
взаимоотношений в зап. части царства, завоеванного
Василием II Болгаробойцей в 1018 г. Здесь была
создана автокефальная Охридская
архиепископия, в рамках к-рой болг. культура
продолжала сохраняться, хотя условия для ее существования
становились со временем все менее благоприятными (см.:
Флоря Б. Н., Турилов А.
А., Иванов С. А. Судьбы
кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия.
СПб., 2000. С. 123–128). Значительная часть
болг. аристократии, признавшей власть Византии, вошла в
состав ее правящей верхушки, но (по старой визант.
традиции) была расселена в др. регионы империи. Однако
картину жизни Охридской архиепископии в
XI–XIII вв. определяет не только это разрушение
национальной элиты и антивизант. восстания (крупнейшие в
1040–1041 и 1072–1073), но и проявления
культурного взаимодействия. Византийцы пишут на греческом
жития и службы местным слав. святым (архиеп.
Феофилакт — пространное житие
св. Климента Охридского, Георгий Скилица в
сер. XII в. — житие св. Иоанна
Рильского и цикл канонов ему, архиеп.
Димитрий II Хоматиан в
XIII в. — проложное житие Климента), к-рые
тем самым включаются в число чтимых греч. святых. В среде
местных слав. книжников наряду с представлениями о
святости слав. языка и письма (Солунская легенда,
переделка сочинения Храбра Черноризца)
формируются и причудливые порой представления о
византийско-болг. общности (Иванов С. А.
«Болгарская апокрифическая летопись» как
памятник этнического самосознания болгар // Развитие
этнического самосознания славянских народов в эпоху
зрелого феодализма. М., 1989. С. 70–77).
Резкая конфронтация болгаро-визант. отношений в ходе
восстания Асеней в 1185 г. и создания 2-го
Болгарского царства после взятия К-поля крестоносцами
сменяется поисками союзников в различных политических
комбинациях. В 1234 г. Тырновский предстоятель
Иоаким I был рукоположен в Никее, а в след.
году за ним был признан патриарший титул.
Старая болг. идея «переноса царства», имевшая
определенные шансы на воплощение в правление царя
Калояна (и, возможно, Иоанна Асеня II),
после сер. XIII в. утрачивает свое значение для
страны, разоренной междоусобными войнами и татар. набегами
и сохраняется лишь как часть панегирических формул (титул
Иоанна Александра — «царь болгар и
греков», именование Тырнова
«Царьградом», а Патриарха Тырновского Игнатия
(1277) — «столпом правоверия»).
Ориентация на визант. образцы дает о себе знать в
различных проявлениях жизни верхушки болг. общества
— придворных чинах и титулах, царском облачении (как
можно судить по миниатюрам Лондонского Евангелия царя
Иоанна), характере оформления монет и печатей.
В 1-й пол. XIV в. в среде болг. монашества
(первоначально на Афоне, а затем и в самой Болгарии)
получает широкое распространение исихазм. Его
основатель прп. Григорий Синаит
продолжительное время жил и скончался в Парорийском
мон-ре, ктитором к-рого был царь Иоанн Александр. Одним из
последствий распространения учения в Болгарии явилась
резкая активизация лит. и переводческой деятельности в
стране и на Афоне (см. статьи свт. Евфимий,
Патриарх Тырновский, Тырновская художественная
школа). Ее результатом явился новый перевод на слав.
язык большого корпуса аскетических сочинений, а также
литургических и четьих книг, необходимых для богослужения
по Иерусалимскому уставу.
Ярким показателем значения В. и. в истории и культуре
средневек. Болгарии является своеобразная
«национализация» здесь почитания целого ряда
визант. святых, превращение их в особо чтимых болгарских.
Зачатки этого своеобразного явления, не имеющего
полноценных аналогий в др. странах правосл. слав. мира,
обнаруживаются уже в правление кн. Бориса, когда особое
почитание приобрели раннехрист. Тивериопольские
(Струмицкие) мученики и в Западноболгарском царстве, когда
царем Самуилом в 986 г. в Преспу были перенесены из
фессалийской Лариссы мощи еп. св. Ахиллия.
Но наиболее показательна эпоха Второго царства, когда в
результате военных походов царей из династии Асеней в
Тырнов были перенесены мощи мн. святых
(свт. Илариона, еп. Меглинского,
свт. Иоанна Чудотворца, еп. Поливотского,
прп. Иоанна Рильского, воина-мученика
Михаила из Потуки, преподобных жен
Параскевы (Петки) Эпиватской и Филофеи
Тырновской), ставших наиболее почитаемыми в Болгарии
вплоть до наших дней. Большинству из них во 2-й пол.
XIV в. написаны пространные жития, похвальные слова и
службы свт. Евфимием Тырновским (а еще ранее —
в XIII в. — краткие жития и повести,
включенные позже в Стишной Пролог), при этом болгарами из
них были только св. Иоанн Рильский и, возможно,
Михаил из Потуки. Такая активность почитания визант.
святых, чьи мощи были собраны в болг. столице, особенно
заметна на фоне местных в то время культов Климента и
Наума Охридских и западноболг. (македонских) пустынников
Гавриила Лесновского, Иоакима Осоговского и
Прохора Пшинского, а также несомненного угасания
в стране в XIV в. почитания св. архиеп. Мефодия
и непродолжительности почитания Тырновского Патриарха
свт. Иоакима, служба и житие к-рого сохранились в
единственном дефектном списке.
Болг. церковное искусство на протяжении всей средневек.
истории находилось под сильнейшим влиянием византийского
(см. разд. «Искусство» в ст.
Болгария).
Лит.: Златарски В. История на българската държава
през средните векове. София, 1970. Т. 1;
Острогорски Г. Автократор и самодржац // Он
же. Сабрана дела. Београд, 1970.
Кœ. 4. С. 303–321;
История на България. София, 1980–1982.
Т. 2–3: Божилов И. Цар Симеон Велики
(893–927): Златният век на Средновековна България.
София, 1983. С. 17–32, 41–52,
106–117; он же. Българите във Византийската
империя. София, 1995; Тъпкова-Заимова В.
Българо-византийските отношения и концепция за
«Втория» и «Третий Рим» //
Величието на Търновград. Велико Търново, 1985. С.
283–295; Принятие христианства народами Центр. и
Юго-Вост. Европы и Крещение Руси. М., 1988. С.
30–67; Буланин Д. М. Античные традиции в
древнерус. лит-ре XI–XVI вв. Мюнхен, 1991. С.
264–270; Драгова Н. Балканският контекст на
старобългарската писмена култура
(VIII–XII вв.). София, 1992; Пикио Р.
Мястото на старата българска литература в култура на
средновековна Европа // Он же. Православного
славянство и старобългарската културна традиция. София,
1993. С. 137–170; Gjuzelev V.
Bulgarien zwischen Orient und Okzident: Die Grundlagen
seiner geistigen Kultur vom 13. bis zum 15. Jh. W.;
Köln; Weimar, 1993; Очерки истории культуры славян.
М., 1996. С. 276–298; Тъпкова-Заимова В.,
Милтенова А. Историко-апокалиптчната книжнина във
Византия и в средновековна България. София, 1996;
Оболенский Д. Византийское содружество наций.
Шесть византийских портретов. М., 1998.
С. 113–144, 223–233, 259–263,
314–316, 319–324, 348–355;
Полывянный Д. И. Культурное своеобразие
средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской
общности IX–XV вв. Иваново, 2000;
Podskalsky G. Theologische Literatur des
Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865–1459.
Münch., 2000. S. 35–62, 64–85,
93–115, 124–141, 144–162, 165–168,
175–205, 208–219, 227–269,
276–355, 425–454, 471–487,
494–509, 513–517;
Литаврин Г. Г. Христиан ство в Болгарии
в 927–1018 гг. // Христианство в странах Вост.,
Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия. М.,
2002. С. 133–189.
Византия и
Сербия.
Серб. племена, поселившиеся в зап. части Балканского п-ова
в правление имп. Ираклия в качестве пактиотов, вскоре с
ослаблением империи стали от нее по существу полностью
независимы. Регион, в к-ром формировалась средневек. серб.
государственность, совпадал с территорией совр. Сербии
лишь частично, в ее южных и юго-зап. областях, и включал
помимо этого юг совр. Боснии и Герцеговины, Юж. Далмацию,
Черногорию и сев.-запад Албании. Длительное время (по
крайней мере до X в.) эта область не была единой в
политическом отношении, а состояла из разрозненных
территориально-племенных княжений, наиболее значительными
среди к-рых были приморская Дукля (Зета) и континентальная
Рашка, в Х–ХII вв. попеременно выступавшие в
роли центра гос. объединения серб. земель. Окраинное
положение относительно основных центров В. и.
достаточно небольших и небогатых серб. княжеств и их
сравнительно малый военно-политический потенциал явились
причиной того, что они упоминаются до
XI–XII вв. в иностранных источниках (основной
из к-рых представляет трактат 1-й пол. X в. «Об
управлении империей» имп. Константина VII
Багрянородного), как правило, лишь в связи с военными
действиями в регионе (как союзники либо противники
Византии); главный же местный источник — т. н.
«Летопись (или Хроника) попа Дуклянина»
(«Барский родослов»), дошедшая в лат. переводе
— изобилует легендарными известиями, нуждающимися в
тщательной проверке.
В правление имп. Василия I Македонянина, ок.
870 г., большая часть серб. племен (за исключением
обитавших в бассейне р. Неретвы и на близлежащем побережье
Адриатики иеретвлян (паганов), остававшихся язычниками еще
в X в.) приняла христианство из Византии (более
ранние опыты обращения сербов в новую религию не имели
продолжительного успеха), однако детали этого события и
организация церковной жизни в новопросвещенном регионе в
этот период не нашли отражения в источниках. Одновременно
были восстановлены определенные формы зависимости местных
князей от империи. Серб. князья («архонты»
греч. источников), союзные Византии занимают в это время
весьма незначительное место в визант. табели о рангах.
В период болг. экспансии на Балканах и болгаро-визант.
войн (кон. IX — 1-я треть X в.) значительная
часть континентальной Сербии вошла в состав Болгарского
царства, князья отдельных серб. областей выступали
попеременно в роли союзников Византии и Болгарии
(Lesny. Studia... S. 19–21). В нач.
XI в. правитель сильнейшего из областных княжеств
— приморской Дукли (Зеты) —
св. Иоанн-Владимир († 1015)
выступал первоначально союзником Византии, но, разбитый
западноболг. царем Самуилом, признал его главенство и
вступил в брак с его дочерью. С завоеванием
Западноболгарского царства имп. Василием II
Болгаробойцей (1018) в состав империи вошла и большая
часть континентальных серб. земель. Формально они
оказались в церковной юрисдикции новоучрежденной Охридской
архиепископии (вероятно, входящего в ее состав епископства
в Расе), однако свидетельств ее деятельности на этой
территории в XI–XII вв. практически не
сохранилось. На протяжении XI в. сербы принимали
активное участие в антивизант. выступлениях: восстании
Петра Деляна в 1040 г., Георгия Войтеха в
1072 г. (в последнем случае союзником и одним из
предводителей восставших был наследник дуклянского
престола княжич Константин Бодин, провозглашенный болг.
царем).
Ситуация объединения и нового дробления серб. княжеств,
находящихся в разной степени зависимости от Византии, то
подчиняющихся империи, то воюющих с нею, сохраняется до
2-й пол. XII в.; в 60–80-х гг. великому
жупану Стефану Немане (св. Симеон
Мироточивый) удалось соединить континентальные и
приморские области в единое гос-во, ставшее в условиях
ослабления империи значительной силой на Балканах. С этого
времени определяется и основное направление долговременной
(вплоть до сер. XIV в.) серб. экспансии — на юг
и юго-восток, в Македонию. Признанием возросшего значения
Сербии был брак сына Немани Стефана с дочерью буд. имп.
Алексея III Ангела Евдокией (1191 или 1192) —
первый в череде византийско-серб. династических союзов.
В конце жизни Неманя принял монашество с именем Симеон и
отправился на Афон, где еще ранее принял постриг его
младший сын св. Савва Сербский. Им удалось получить
от царственного свойственника жалованную грамоту (1198) на
восстановление заброшенного мон-ря Хиландар в
качестве серб. обители на Афоне. Для него св. Саввой
был переведен и отредактирован типик к-польского мон-ря
Богородицы Евергетиды. Так возник крупнейший центр
сербско-визант. связей (ктиторами Хиландара считались
совместно императоры и серб. правители) и одновременно
серб. церковной и культурной жизни на протяжении всего
средневековья. Его создание по праву расценивается
исследователями как важный шаг на пути создания
самостоятельной сербской Церкви (см.: Lesny.
Studia... S. 227).
В 1219 г., умело использовав противоречия между
правосл. наследниками завоеванной крестоносцами Византии
— Эпирским царством (к-рому была подвластна и
Охридская архиепископия) и Никейской империей, кор. Стефан
Первовенчанный и его брат св. Савва добились согласия
К-польского Патриарха на учреждение автокефальной Сербской
Церкви. Это решение вызвало резко негативную реакцию со
стороны Охридского архиеп. Димитрия Хоматиана,
обратившегося с посланиями к Патриарху Герману II и
новому серб. архиепископу св. Савве, заявляя о
неканоничности этого акта. Для нужд новой автокефальной
Церкви св. Саввой был организован (вероятно, на
Афоне) перевод Номоканона с толкованиями Иоанна Зонары и
Алексея Аристина, почти на полтора века определившего
нормы серб. канонического права.
Непродолжительное (ок. 1228 — ок. 1233) правление
кор. Стефана Радослава, женатого на дочери эпирского
деспота Феодора Ангела, отмечено возникновением
сербско-эпирского союза (при главенствующей роли Эпира),
однако победа болг. царя Иоанна Асеня II и пленение
Феодора в битве при Клокотнице (1230) в корне изменили
ситуацию и даже привели к смене на серб. престоле.
Экспансия Сербии в сев. Македонии возобновилась при кор.
Стефане Уроше I (1243–1276) и принесла заметные
плоды в правление его сына Стефана
Уроша II Милутина
(1282–1321), к-рый окончательно закрепил за собой
территории до Скопья и Вельбужда. Мир с Византией был
скреплен браком короля с малолетней дочерью
Андроника II Симонидой (1299). Но и позднее Милутин
выступал и в качестве противника и в роли союзника
империи: в 1308 г. он заключил союз с претендентом на
визант. престол, номинальным к-польским имп. Карлом Валуа,
продлившийся до 1311 г., а 2 года спустя участвовал
вместе с византийцами в походе против турок.
Правление кор. Стефана Уроша III
(св. мч. Стефан Дечанский)
(1321–1331) знаменовало мирный период
византийско-серб. отношений, к-рый закончился с
насильственным приходом к власти его сына Стефана
Душана. Этот правитель представляет в какой-то
мере позднесредневек. серб. аналог болг. царя Симеона.
Детские годы он провел в К-поле, куда Милутин отправил в
ссылку его отца, подозреваемого в заговоре, а прийдя к
власти, попытался осуществить идею «переноса
царства», создав к концу жизни обширную, хотя и
непрочную, империю «сербов, греков и болгар».
Он вмешался в гражданскую войну в Византии и к сер.
40-х гг. XIV в. завладел большинством балканской
территории империи — вплоть до Этолии на юге и
Филипп и среднего течения Месты на востоке. В 1346 г.
он принял царский титул, а Собор серб. епископов
провозгласил архиеп. Иоанникия II Патриархом, к-рому
в церковном отношении подчинялись греч. епархии на
территории державы Душана. Провозглашение царства и
Патриаршества сопровождалось переводом визант.
канонических и юридических памятников —
Алфавитной синтагмы Матфея Властаря и, вероятно,
Земледельческого закона. По примеру визант. императоров
Душан создал и сборник светского права — Законник,
обычно включавшийся в один кодекс с Синтагмой. Придворные
обычаи и облачения нового царства копировали византийские
(что хорошо видно на властительских портретах в стенописях
той эпохи), распространение получила система визант. чинов
и титулов (при сохранении, впрочем, и традиционных),
существовали канцелярии на слав. и греч. языках. В
качестве преемника власти визант. императоров Душан
оказывал покровительство мон-рям Афона, входившего в
состав его владений (см. разд. Афон и Сербия в ст.
Афон). Претензии Душана и в особенности
вмешательство в дела К-польского Патриархата вызвали резко
отрицательное отношение в К-поле и почти на полтора
десятилетия привели к разрыву церковных отношений.
Смерть Душана (кон. 1355) привела к стремительному распаду
его державы, при этом в ее юж. части возникли новые гос.
образования с преимущественно греч. населением и серб.
правителями во главе. Важнейшим из них было гос-во
сводного брата Душана Симеона-Синиши, включавшее Фессалию
и Эпир и просуществовавшее около 20 лет (в 1372 сын
Симеона Иоанн Урош принял постриг в мон-ре в Метеорах, где
и скончался полвека спустя).
После смерти Стефана Душана и распада его царства с обеих
сторон начинают предприниматься попытки к восстановлению
церковного общения — их инициаторами были К-польские
Патриархи Каллист I и Филофей Коккин и один из сильнейших
диадохов Душана серб. деспот Иоанн Углеша. После гибели
Углеши в 1371 г. в Марицкой битве с турками (вслед.
к-рой отторгнутые у К-польского Патриархата епархии
вернулись под его юрисдикцию) попытки возобновились
позднее по инициативе св. кн. Лазаря и завершились в
1375 г. окончательным примирением Церквей и
признанием визант. стороной титула Патриарха за главой
Сербской Церкви. Последние 80 лет до падения В. и.
отношения между нею и Сербией носят исключительно
дружественный характер: между гос-вами нет поводов для
соперничества, обоим в равной мере угрожает османское
завоевание. В кон. XIV в. (до 1391) наследник визант.
престола Мануил Палеолог женился на Елене, дочери серб.
правителя вост. Македонии Константина Драгаша; детьми от
этого брака были последние императоры —
Иоанн VIII и Константин XI. В 1402 г. серб. кн.
Стефан Лазаревич, спасаясь после разгрома тур. войска в
Ангорской битве, в к-рой он принимал участие как вассал и
шурин султана Баязида, нашел убежище в К-поле, где получил
титул деспота и посредством брака с дочерью правителя о-ва
Митилена генуэзского аристократа Гателузи (1404) связался
узами свойства с имп. фамилией. Племянник и наследник
Стефана деспот Георгий (Гюрг) Бранкович
(1427–1456) был женат на Ирине Кантакузин;
представители этой фамилии в его правление играли важную
роль в жизни одного из крупнейших центров добычи серебра в
Сербии — г. Ново Брдо. В
1443–1444 гг. Бранкович, временно лишенный в
тот момент турками свих владений, участвовал в крестовом
походе, организованном венг. кор. Владиславом Варненчиком
и Яношем Хуньяди. В 1448 г. на средства деспота
Георгия была восстановлена часть городских стен и башен
К-поля, разрушенных землетрясением. В 1453 г.
вспомогательные серб. войска (преимущественно саперы из
рудокопов), обманом призванные султаном якобы для похода
на восток, приняли участие в последней осаде визант.
столицы.
Изобразительное искусство Сербии в XII–ХV вв. и
до нек-рой степени (особенно в XIV–XV вв.) ее
архитектура развивались под сильнейшим воздействием
византийских (см. разд. Искусство в ст. Сербия).
Лит.: Флоринский Т. Д. Памятники
законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков.
К., 1888; Пальмов И. Ист. взгляд на начало
автокефалии Сербской церкви и учреждение патриаршества в
древней Сербии. СПб., 1891; Марковић В.
Православно монаштво и манастири у средњевековној Србиjи.
Сремски Карловци, 1920 (репринт: Горњи Милановац, 2002);
Снегаров И. История на Охридската
архиепископия. София, 1924. Т. 1. С. 47–51,
135–141, 162–163, 316–347; Соловјев
А., Мошин В. Грчке повеље српских владара. Београд.
1936; Ферјанчић Б. Деспота у Византији и
јужнословенским земљама. Београд, 1960; Живојиновић
М. Аделфати у Византији и средњевековној Србији //
ЗРВИ. 1968. Књ. 11. С. 241–270;
Острогорски Г. О византијском феудализму //
Он же. Сабрана дела. Београд, 1969. Књ. 1.
С. 282–311; он же. Византија и словени //
Там же. Београд, 1970. Књ. 4.
С. 170–196, 228–242, 257–280,
321–338, 423–624; Богдановић Д.
Византиjски служебни канон у српским службима
средœог веку // О Србљаку. Београд,
1970. С. 95–125; он же. Историја старе
српске књижевности. Београд, 1980. С. 57–88,
164–189; Македонија во рамките на меѓународните
односи на Балканот во 2-та пол. на XIII и 1-та пол.
на XIV в. Скопје, 1977 (Спом. Макд.; 2);
Баришић Ф. О измирењу српске и византијске
цркве 1375 // ЗРВИ. 1982. Т. 21.
С. 159–182; Lesny J. Studia nad
poczatkami serbskiej monarchii Nemaniczow
(po³owa XI — koniec XII w.).
Wrocław; W-wa; Kraków; Gdańsk;
Łódź, 1989; Kopaћ Д. Света
Гора под српском влашђу (1345–1371). Београд, 1992.
(ЗРВИ; 31); Марјановић-Душанић С. Владарске
инсигнији у Србији од XIII до XV в. Београд, 1994;
Трифуновић Ђ. Стара српска књижевност.
Београд, 1995. С. 179–252; Оболенский
Д. Византийское Содружество наций. Шесть византийских
портретов. М., 1998. С. 69–70, 108–112,
234–238, 263–274, 318–320,
322–323, 329–331, 337–340.
371–372, 375–378, 486–526; Лексикон
српског средњег века / Приредили С. Ћирковић,
Р. Михаљчић. Београд, 1999; Джурич В.
Византийские фрески: средневековая Сербия. Далмация,
славянская Македония. М., 2000; Podskalsky G.
Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien un
Serbien: 865–1459. Münch., 2000. S.
62–63, 85–93, 115–124, 141–144,
162–165, 168–175, 205–208,
219–227, 269–276, 355–425,
454–471, 487–494, 509–512,
517–527.
|