|
Регионы и периферия В. и. Южная Италия и Сицилия
М. А. Курышева
26 мая 2008 г. |
Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 203–208.
|
В VI — сер. VIII в. В. и. играла
определяющую роль на территории всей Италии и Сицилии (см.
в ст. Равенна, Рим, Сицилия). Однако в
дальнейшем, после араб. завоеваний на Востоке и в Африке,
империя заняла скорее оборонительную, чем наступательную
позицию в этом регионе. Ослаблению визант. позиций в зап.
провинциях способствовало также постепенное укрепление
позиций рим. архиепископа в Италии и создание к
750-м гг. гос-ва пап, а также лангобардское
завоевание Равенны и Рима. С сер. VIII в. В. и.
еще сохраняла влияние на обл. Венето и Неаполь, но
фактически ей подчинялись лишь наиболее грецизированные
области — Юж. Италия и Сицилия.
На материке ей пришлось противостоять экспансии франков
(сер. VIII в. — сер. X в.), арабов (с
IX в.), германцев (с сер. X в.), норманнов (с
нач. XI в.). Политическая ситуация на Апеннинском
п-ове осложнялась наличием значительного числа мелких
полунезависимых владений, таких как Беневент, Салерно,
Капуя, Неаполь, Амальфи, Гаэта, Венеция. В целях более
успешного проведения своей политики в Италии византийцы
создали ряд новых адм. подразделений: в кон. IX в.
была основана фема Лангобардия (Лонгивардия), куда входили
часть Апулии, Лукании и г. Бари, вероятно, в течение
короткого времени существовали фемы Калабрия и Отранто,
ок. 969 г. возник катепанат Италия. Однако с
норманнским завоеванием в XI в. и эти меры не
принесли успеха византийцам. Осада норманнами столицы
катепаната Бари в 1071 г. закончилась сдачей города.
Особое положение Сицилии в составе империи было
подтверждено 75-й новеллой имп. Юстиниана I (537).
Остров считался своего рода личным владением императора и
управлялся претором, подчинявшимся в политическом и
юридическом отношении квестору Свящ. дворца в К-поле, а в
финансовом — комиту патримоний Италии, к-рый тоже
пребывал в столице империи. Военное руководство
осуществлял дука. Такое адм. устройство Сицилии
существовало до учреждения одноименной фемы в кон.
VII в. Во главе нее был поставлен стратиг, а главным
гражданским чиновником являлся протонотарий, состоявший в
центральном ведомстве хартулария сакеллы. Фема Сицилия, а
позже наряду с ней Калабрия и Лангобардия, входили в число
зап. фем, к-рые занимали более низкое положение в адм.
системе, чем восточные. К феме Сицилия принадлежали также
расположенные в Юж. Италии дукаты Калабрия, Отранто и
номинально Неаполь. Ее основная задача состояла в обороне
зап. границы В. и. от арабов, (первый набег в 652)
Сицилия оставалась под визант. управлением до араб.
завоевания в IX в. и была потеряна для
византийцев в ходе мусульм. вторжения, к-рое началось
взятием Палермо в 831 г. и закончилось падением
Таормины в 902 г., окончательно — с потерей
византийцами Раметты в 965 г. Палермо был отвоеван
христианами норманнами только в 1072 г.
I. Греческая Церковь в Юж. Италии и Сицилии.
В. и.в IX в. сохраняла свои позиции в
Калабрии и юж. Саленто, и завоевала в
870–880 гг. лангобардские районы Апулии,
Базиликаты и юж. Калабрии, где восстанавливались лат.
еп-ства, поскольку здесь преобладало лангобардское
население. Мн. селения исчезли в раннем средневековье,
поэтому необходимо было создавать новые епархии. В
VIII в. византийцами были основаны новые города и
епархии в городах Юж. Италии. В визант. эпоху не имелось
к.-л. непроницаемых границ между греч. и лат. клиром, хотя
в густонаселенных зонах иногда происходили конфликты. Так,
в 800-х гг. папа Римский Стефан V
выступил против создания греч. епископии в отвоеванном
Таранто, где остались лишь лат. еп-ства.
Подчинение в 968 г. греч. епископов лат. кафедре в
Отранто, о чем упоминает Лиутпранд Кремонский, скорее
всего не состоялось. На севере Калабрии для престолов
Кассано, Мальвито, Бизиньяно и Козенца потребовалось
создать лат. митрополию в Салерно и греч. в Реджо —
первые 2 кафедры по крайней мере были, без сомнения,
греческими в течение долгого времени.
Эллинизация епископских престолов происходила практически
одновременно и в Сицилии и в Юж. Италии. В Калабрии
нек-рые епископы носили греч. имена уже в кон.
VII в., но сплошная эллинизация началась в
VIII в. В Калабрии было только 10 кафедр; кроме того,
сев. часть полуострова до Козенцы осталась латинской, т.
к. она являлась лангобардской территорией. Лат. были
Кротонае и, может быть, Россано и Тремеса. Все первые
греч. епархии размещались на юге района Ла-Силы: Реджо,
Тауриано, Никотера, Тропеа, Вибо, Скуиллаче, Локри.
Последующее развитие церковной организации зависело от
основания новых городов византийцами (располагавшихся
часто во внутренних областях) и лангобардами (на севере),
а также от проникновения на север грекоязычного населения
и от присоединения к В. и. сев. Калабрии в кон.
IX в. В VIII в. престол из Локри был перенесен в
Джераче; во 2-й пол. IX в. епархию в Калабрии
передали митрополиту в Реджо; в кон. IX в. появились
новые епископии в Амантеа, Никастро и, возможно, в Россано
(к-рая получила автокефалию в XI в.); кроме того, в
Ла-Сила учреждена митрополия Санта Ла-Северина, в
подчинении к-рой находились Умбриатико, Черенция и
Изола-ди-Капо-Риццуто, Саленто. К X–XI вв.
нек-рые лат. еп-ства на севере на короткое время
грецизируются (Кассано и Мальвито, возможно, Бизиньяно и
Козенца). С др. стороны, к кон. X в. такие древние
еп-ства, как Тремеса и Тауриана, прекратили существование,
а Вибо в норманнскую эпоху переместилось в Милето. За
неск. десятилетий до прихода норманнов на юге были
основаны кафедры в Оппидо, в Бова и, возможно, в Стило.
Последнюю кафедру нельзя рассматривать как исключительно
К-польскую епархию. Она упоминается в источниках то как
«епископство», то как «великая
церковь», однако позднее епископ Скуиллаче носил
также титул и епископа Стило. Вероятно, оно было создано
тогда же, когда и Оппидо и Бова и не пережило норманнскую
эпоху. Во 2-й пол. XI в. норманны сменили иерархию
греч. престолов на лат., кроме Джераче, Кротоне,
Санта-Северина, Оппидо, Бова и Россано, где население
препятствовало латинизации еп-ств до 1093 г.
Последний регион — Саленто. Со времени своего
основания калабрийская митрополия Санта-Северина
подчинялась престолу Галлиполи, к-рый еще долгое время
оставался греч. и после норманнского завоевания. Перед
падением визант. господства к ним присоединился
Палеокастрон (Кастро) (Darrouzès.
Notitiae. N 10). С др. стороны, Лечче была греч.
епархией и не исключено, что 2 еп-ства ниже Саленто
— Удженто и Алессано (Левка) — были основаны
незадолго до падения визант. власти в регионе. Отранто
оставалось вне этой системы: оно было автокефальным с
968 г., и местный митрополит ставил новых епископов
на границе Апулии и Лукании (Гравина, Матера, Ачеренца,
Трикарико, Турси). Напротив, в 1-й пол. XI в.
известно неск. епископов-греков, с одной стороны в
Таранто, с др. стороны, в принципате Салерно. Они исчезают
к сер. XI в.
На основании подписей в актах церковных Соборов известны
нек-рые имена греч. епископов Калабрии и Саленто. Так,
митр. Ипатий из Отранто присутствовал в 1054 г. на
Соборе в К-поле, когда Патриарх Михаил I
Кируларий анафематствовал легатов папы
Льва IX, и, возможно, в 1066 г. в
синоде Патриарха Иоанна VIII Ксифилина; еп.
Стефан из Реджо посещал К-поль в 1032 и 1039 гг.;
митрополиты Василий и Иоанн из Санта-Северины подписывали
документы в X и XI вв., так же как и митрополит
Отранто. Единственный епископ, житие к-рого дошло до
нас,— Лука, родом из юж. Калабрии, занимал кафедру в
Капо Риццуто в кон. XI в. Он проповедовал в своей
епархии и на Сицилии, полемизировал с латинянами по
вопросам церковной дисциплины. В то же время Лука из Бовы
прославился как автор гомилий.
Частноправовые акты дают нек-рые сведения о составе
кафедрального клира, гл. обр. в Калабрии. Кроме
протодиакона и протоиерея (протопапаса), в Санта-Северине
известен доместик кафедрального собора, в Оппидо имелись
примикирий, кимилиарх или скевофилак, канстрисий,
кувуклисий, священник иеромнемон; в Реджо —
примикирий, диакон-хартофилакс, лаосинакт. В этой
митрополии получает владения «Великая
Церковь»; кроме того, диаконат сообща пользуется
нек-рыми владениями. Подобная организация во многом
повторяет структуру патриаршего ведомства К-поля.
Документы крайне лаконичны, когда дело касается клира и
статуса местных церквей. По меньшей мере к XI в.
священники оказались прикрепленными к отдельным храмам.
Нек-рые из церквей были частными: так, имеется
свидетельство, что в сер. XI в. в Оппидо 2 чел. дарят
кафедральному собору половину церкви, к-рую они построили;
и отныне она переходит в подчинение епископа. Есть
сообщение о том, что митрополия Реджо признала долги
некоего священника. Кроме того, из упоминания в одном из
актов 2 священников ясно, что один из них служил в
кафедральном соборе, а другой — в частной церкви.
Часто священники исполняли функции публичных нотариев. При
норманнском господстве греч. церкви приняли вид приходских
общин, существующих параллельно с лат. церквами.
В сер. XI в. в подчинении митрополии Реджо находилось
множество мон-рей, что свидетельствует о ее богатстве и
значительности. Она контролировала 281 владение,
бесчисленное количество имущества в 7 свободных общинах.
По картулярию кафедрального собора новое еп-cтво в Оппидо
было не столь богато: в начале норманнского завоевания оно
только начинало обустраивать свои владения.
Норманны латинизировали большинство епископских престолов,
переведя их под рим. юрисдикцию, но сохранили и греч.
духовенство. Существование греч. обряда до XVII в., а
греч. диалектов до XX в. доказывает, что греки
компактно проживали на определенной территории.
Сицилийские епископы присутствуют на церковных Соборах в
VII в.; на Вселенском VII Соборе в Никее в
787 г. их было 10. Неск. годами ранее греч. епископы
Лентини и Катании выступали посланцами имп. Ирины к папе.
В это время греч. имена епископов свидетельствуют об
усилении эллинизации сицилийских престолов, когда они
вновь подчиняются К-полю, при этом визант. иерархия берет
верх над лат. Примерно в сер. VIII в. на острове
учреждается митрополия в Сиракузах; во 2-й пол. IX в.
еп-ство Катании становится автокефальным: позднее в
диптихах оно обозначается как титулярная митрополия. В
целом, греч. епархии VIII–IX вв. были древнего
происхождения, основаны в эту эпоху Чефалу, Карини и
Мальта. Почти все они исчезли во время араб. господства на
острове.
Мусульм. завоевание IX в. быстро уничтожило
большую часть диоцезов в вост. Сицилии, на западе и
сев.-западе они сохранились дольше. Во время 2-го периода
иконоборчества в Сиракузах был митрополит-иконоборец. 4
епископа предприняли поездку в К-поль в 869 г.; в
перечне епархий в правление имп. Льва VI уже
нет Катании, и в XI в. «архиепископом
Сицилии» назван митрополит Реджо. Норманны,
прибывшие в 1072 г. в Палермо, нашли резиденцию
архиепископа в маленькой церкви, поскольку кафедральный
собор был давно превращен в мечеть. В 1103 г. греч.
епархия в Катании перешла под власть латинян. Норманны
создавали на острове только лат. еп-ства.
II. Южноитальянские мон-ри.
Греч. монашество в Сицилии, Калабрии и в Базиликате
известно нам по 2 различным типам источников: с одной
стороны, это жития святых монахов (ок. 15), среди к-рых
самым выдающимся как с исторической, так и с лит. т. зр.
является житие св. Нила Россанского; с другой стороны
— материал актов.
К кон. VI в. на упомянутых территориях мон-ри еще
были латинские. С VII по IX в. среди монахов Сицилии
и Калабрии появляется много греков. Мон. Феофан ведет
переписку с Феодором Студитом, сицилийские монахи Митрофан
и Марк — с Патриархом Фотием. Первый, ставший широко
известным мон. Илия Младший, род. в Энне, возможно, во 2-й
пол. IX в. В течение жизни он побывал не только в
Калабрии, но и на Синае, Пелопоннесе, Корфу, в
Фессалонике, что подтверждает активные связи итало-греч.
монашества с крупными религ. центрами империи. В
странствиях его сопровождали ученики. Однако большая часть
монахов сицилийского происхождения (Илия Новый, Лев-Лука
Корлеоне, Виталий из Каструм Новум, Савва, Христофор и
Макарий из Коллесано, Лука из Демены) бежала от арабов
через Мессинский прол. на континент. В мусульм. Сицилии
самым важным греч. монашеским центром был Сан-Филиппо
д’Ажира (к востоку от Энны).
В сохранившемся инвентарном списке греч. митрополии Реджо
упоминаются многочисленные мон-ри и подворья на юге
полуострова. Но, если кто-то из подвижников и задерживался
(как, напр., Илия, прп. Калабрийский, в
Меликукке), то большая часть монахов, как правило, уходила
все дальше на север. Россано был одним из значительных
монастырских центров. На границах многонаселенных Калабрии
и Базиликаты образовывались большие монастырские зоны
— Меркурио близ р. Лао и Латиниано в долине рек
Синни и Агри (Карбона). Св. Нил, родившийся в 1-й
пол. X в. в Россано, в одном из культурных центров
визант. Италии, получил в родном городе серьезное
образование. он основал мон-рь в Меркурио; позднее
отправился в лат. земли и поселился сначала в Валле-луче,
где принимал аббата Монте-Кассино. Затем возвратившись в
Серпери близ Гаэты, он основал в окрестностях Рима мон-рь
Гроттаферрата, к-рый до сих пор играет заметную роль в
монастырской жизни и имеет богатую древнюю б-ку. В числе
проч. рукописей здесь находятся автографы его основателя и
учеников. В Терра-д’Отранто сохранились остатки
нек-рых греч. мон-рей визант. эпохи; мн. маленькие греч.
обители находились в гротах.
Монашеская организация мало чем отличалась от установлений
визант. эпохи. Вначале монахи жили то по одиночке, то
общиной, наиболее известные были часто окружены учениками.
В нач. XI в. монахи приняли Уставы свт. Василия
Великого и Феодора Студита. Именно в эту эпоху образуются
самые важные мон-ри.
В норманнскую эпоху основывались новые мон-ри, такие как
Санта-Мария дель Патир близ Россано и его подворий,
Спасителя в Мессине и св. Варфоломея в Тригоне или
св. Николая в Казоле в Терра-д’Отранто.
Многочисленные греч. мон-ри постепенно переходят под
контроль лат. аббатов, объединившись в братства. Особняком
стоят императорские мон-ри, такие как Салины близ Оппидо и
св. Петра в Таренте; прежде существовавшие как
киновии, в 999 г. они были переданы светскому
сановнику и его детям. В визант. эпоху существовали в
основном маленькие и средние монастырские объединения, в
отличие от норманнского времени, когда возникали большие
аббатства. От этой эпохи сохранилось большое количество
литургических книг; самая знаменитая рукопись —
Барберини Евхологий (Vat. Barber. gr. 336),
скопированный в Калабрии в VIII в. —
древнейший из известных в визант. мире. Изучение этого
визант. манускрипта показывает наличие в нем
многочисленных сиро-палестинских и егип. элементов;
следует констатировать, что последующие итало-греч.
евхологии несут на себе существенные вост. влияния.
Бытование литургии св. Иакова и св. Марка,
известное в этом регионе, доказывает наличие значительного
количества иммигрантов с востока. В Кампании в X в.
контакты с Зап. Церковью также повлекли за собой появление
характерных черт, в частности, перевод и последующая
византинизация формуляра рим. мессы, к-рый многочисленные
манускрипты донесли до нас под именем литургии
св. Петра; через мон-рь Амальфитанцев на
Афоне или посредством калабрийских монахов эта литургия
распространилась также на Восток, где она была переведена
на славянский, армян. и груз. языки.
III. Политика норманнских герцогов в Юж. Италии
XI–XII вв.
После того, как Роберт Гвискар получил от Римского папы
титул герцога Апулии и Калабрии и за это признал власть
папы и обязался защищать его от врагов, политика норманнов
состояла в постепенном подчинении Римской курии мон-рей
Юж. Италии, потерявших в ходе завоевания свою адм. связь с
К-польским Патриархом, и в быстрой латинизации епископских
кафедр. Акты, касающиеся церковной реорганизации Калабрии
и удостоверяющие восстановление греч. епархий в Милето и
Скуиллаче в норманнский период, оказались подложными
(ранее в историографии этот факт воспринимался как
неожиданный поворот в политике норманнского гр. Сицилии
Рожера I). Так, в 1066 г. во главе греч. епархии
Тропеа встал латинянин, то же произошло в Палермо в
1083 г., а в 1078 г. совершилась насильственная
латинизация кафедры в Реджо, когда Роберт Гвискар, выслав
греч. епископа Василия, заменив его лат. прелатом. Папой
Григорием VII в правление Рожера I были также
упразднены древние греч. епархии Тауриано и Вибо для
создания лат. еп-ства Милето. Нек-рые греч. епископские
кафедры были оставлены в Калабрии по политическим
соображениям и из-за того, что их поддерживало большое
число верующих-греков.
В 1080 г., угрожая отлучением в случае посягательства
на земельную собственность Римской Церкви, папа
специальной буллой разрешил вмешательство лат. епископов в
церковное устройство Юж. Италии: теперь они могли объявить
своей собственностью любой греч. мон-рь и подчинить его
юрисдикции Рима. Это, вероятно, и явилось одной из причин
того, что в посл. четв. XI в. греч. мон-ри Калабрии,
в т. ч. и р-нов Меркурио и Латиниано, были осставлены
монахами, к-рые отправились на юг и на Сицилию, где
норманны, обнаружив уцелевшие при арабах греч. обители
св. Ангела в Броло, св. Филиппа во Фрагала,
Пресв. Богородицы в Викари и св. Варвары, а
также земельные владения в Валь-Демоне, восстанавливали
церкви и мон-ри (к-рые до 1134 были в основном греч.) и
строили новые для укрепления авторитета своей власти среди
греч. жителей. Роберт Гвискар в 1063 г. устроил около
Мессины мон-рь св. Григория. Его преемник
Рожер I заявлял, что считает вполне справедливым
восстанавливать мон-ри и заселять их иноками. Из 32
случаев основания мон-рей при Рожере I 21 мон-рь
основывает сам правитель острова и лишь в 11 —
частные лица, тогда как из 36 лат. мон-рей 25 основаны
частными лицами. Это позволяет сделать вывод о том, что в
кон. XI — нач. XII в. Рожер I, всячески
ослабляя греч. влияние в Калабрии, пытался на Сицилии
увеличить количество своих немусульм. подданных. Так же и
сын его Рожер II (граф Сицилии 1105–1130,
герцог Апулии 1127–1154, король Сицилии
1130–1154) устроил в Мессине греч. мон-рь во имя
Спасителя, к-рый был тогда известен как греческий. Сначала
Рожер II выстроил небольшую церковь, посвященную
Спасителю, а с 1130 г. там образовался большой мон-рь
с Уставом свт. Василия Великого (просуществовал до
XVI в.). Этому мон-рю Рожер II подчинил 31
мон-рь в Сицилии и 15 в Калабрии. Право назначать игумена
этого мон-ря, к-рому был дан сан архимандрита, правители
острова оставили за собой.
После 1134 г. дарения и основания греч. церквей
прекращаются; от 2-й пол. XII в. сохранились только 2
грамоты, содержащие подтверждение дарений, сделанных
Рожером, и акт о восстановлении прав на владение.
Существует документ 1196 г., адресованный Мессинскому
архиеп. Бернарду, к-рому поручается надзор за греч. и лат.
мон-рями его диоцеза, а следовательно и за теми, к-рые
были приписаны к мон-рю Спасителя. Так, через постепенное
подчинение Риму, происходила латинизация греч. мон-рей юга
Италии и Сицилии. Возможно, такая централизация греч.
мон-рей на Сицилии была подсказана норманнским правителям
Римской курией. Подобное происходило и в Апулии, где при
Рожере II большинство греч. мон-рей были подчинены
мон-рю свт. Николая в Казоле близ Отранто,
основанного в 1099 г. игум. Иосифом при содействии
герц. Тарентского и Антиохийского Боэмунда. И здесь все
греч. мон-ри Апулии были также объединены около одного
греч. мон-ря, к-рый был непосредственно подчинен Риму. К
сер. XIII в. эта зависимость вылилась в форму прямого
вмешательства Рима в дела этой обители. При
Вильгельме II (1166–1186) мон-рь св. Илии
и Анастасия в Карбоне (Калабрия) претендовал в
1168 г. на то, чтобы стать alma mater греч. мон-рей
Кампании и Лукании в противовес мон-рю Спасителя в
Мессине.
Т. о. в норманнский период греч. обители были или
разрушены, или перешли в ведение бенедиктинских монахов. К
кон. XII в. древние греч. мон-ри и церкви попали под
контроль и покровительство крупных монастырских центров:
св. Илии в Карбоне для района Валь-ди-Синни,
св. Иоанна Жнеца в Стило для Астромонте, Богородицы
Новой Одигитрии (ныне Санта-Мария дель Патир) близ Россано
для района Ла-Сила, св. Николая в Казоле близ Отранто
для Пулии и Спасителя в Мессине для Сицилии и юга
Калабрии. Норманнские герцоги вынуждены были терпимо
относиться к их существованию там, где греч. население
составляло большинство. На рубеже XII–XIII вв.
церковная реформа, начатая папской буллой 1080 г. в
отношении южноитал. мон-рей, была почти закончена:
большинство греч. обителей Апулии, Калабрии и Сицилии
через подчинение крупным мон-рям оказались в зависимости
от Рима. В правление Вильгельма I Злого
(1154–1166) происходили настоящие гонения на греч.
иноков, греч. мон-ри насильно передавались лат. клиру,
греков заставляли переходить к лат. церковно-служебному
уставу и проч. Но еще с сер. XIII в. Николай Нектарий
Отремтский вел полемику с кардиналом в защиту греч. обряда
Крещения.
Греч. обители в лат. землях почти полностью исчезли.
Однако население грекоязычной культуры на уровне приходов
сопротивлялось латинизации и долго еще поддерживало в
нек-рых районах использование греч. языка, практически до
наст. времени он сохранился близ Бова и на юге Лечче, в
Саленто, что позволяло создавать многочисленные рукописи
до XVI в. Визант. литургия поддерживалась до
XVII в. В наст. время она сохранилась у албанцев
Сицилии и Калабрии, появившихся там в
XV–XVI вв.
Ист.: Vita S. Leonis Lucae abbatis // ActaSS. Mart.
T. 1. P. 99–102; Vita S. Vitalis abbatis //
Ibid. 2. P. 27–35; Vita S. Zosimi episcopi
Syracusani // Ibid. T. 3. P. 835–840; Vita et
conversatio S. Patris nostri Eliae Speleotae // Ibid.
Sept. T. 3. P. 848–887; Vita S. Lucae abbatis
// Ibid. Oct. T. 6. P.
337–342;Βίος
καὶ
πολιτεία
Βαρθολομαίου
τοῦ Νεοῦ // PG.
127. Col. 475–498; Trinchera Fr. Syllabus
Graecarum membranarum. Neapoli, 1865; Cusa S. I
diplomi greci ed arabi di Sicilia publicati nel testo
originale, tradotti ed illusrati. Palermo,
1868–1882. Vol. 1. N 21 (1105). P.
396–400; Orestes, patr. of Jerusalem.
Historia et laudes SS. Sabae et Macarii / Ed. G.
Cozza-Luzzi. R., 1893; Vita S. Gregorii abbatis // MGH.
SS. T. 15. Pt. 2. P. 1187–1190; Vita di S. Luca
vescovo di Isola Capo Rizzuto / Ed. G.
Schirò. Palermo, 1954; RPR.
Bd. 9: [Italia pontifica: Samnium — Apulia
— Lucania]. B., 1962; Vita di S. Elia il Giovane /
Ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1962; Vita S. Phantini
confessoris ex cod. Vat. gr. n. 1989 (Basil. XXVIII)
/ Ed. V. Saletta. R., 1963; Bartolomeo, St. Abbate di
Grottaferrata. Vita di S. Nicodemo di Kellarana / Ed.
M. Arco Magrì. R., 1969;
Βίος καὶ
πολιτεία
τοῦ
ὁσίου
πατρὸς
ἡμῶν
Νείλου / Ed. G.
Giovanelli. Grottaferrata, 1972; Guillou A. Le
brébion de la métropole byzantine de
Règion (vers 1050). Vat., 1974; Falkenhausen
V., von. La dominazione bizantina nell’Italia
meridionale dal IX all’XI sec. Bari, 1978;
Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di
Catania e gli incantestini del mafo Eliodoro // RSBN.
1989. Vol. 26. P. 3–98.
Лит.: Lenormant F. Le Grande-Grèce.
Paysages et histoire. P., 1884. Vol. 2; Gay
J. Notes sur la conservation du rite grec dans la
Calabre et dans la Terre d’Otrante au
XIVe siècle; listes de monastères
basiliens // BZ. 1895. Bd. 4. S. 59–66;
idem. étude sur la décadence du
rite grec dans l’Italie méridionale à
la fin du XVIe siècle // RHLR. 1897.
T. 2. P. 481–495; idem. L’Italie
méridionale et l’Empire byzantin depuis
l’avenement de Basile I jusqu’à la
prise de Bari par les Normands (867–1071).
P., 1904; Протасов Н. Д. Греч. монашество
Юж. Италии и его церк. искусство. Серг. П., 1915;
Robinson G. The History and Cartulary of St.
Elias and St. Anastasius of Carbone. R., 1928–1930.
2 vol. (3 Pt.) (OrChr.; 11/5, 15/2, 19/4); White
L.-T. Latin monasticism in Norman
Sicily. Camb., 1938. P. 41–43; Scaduto
M. Il monachismo basiliano nella Sicilia medievale:
Rinascità e decadenza, sec. XI–XIV. R., 1947;
Grumel V. L’annéxion de
l’Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabre
au patriarcat de Constantinople: Le témoignage de
Théophane le Chronographe // RechSR. 1951/1952.
Vol. 40. P. 191–200; Anastos M. V. The
Transfer of Illyricum, Calabria, and Sicily to the
Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in
732–733 // Silloge bizantina: In onore di S. G.
Mercati. R., 1957. P. 14–31. (SBN; 9); La Chiesa
greca in Italia dall’VIII al XVI sec.: Atti del
Conv. storico interecclessiale (Bari, 1969). Padova, 1972.
Vol. 1–2; Jacob A. Le Vat. Gr. 1238 et
le diocèse de Paléocastro // Riv. di Storia
d. Chiesa in Italia. 1971. Vol. 25. P. 516–523;
Guillou A. L’organisation
ecclésiastique de l’Italie byzantine autour
de 1050: de la métropole aux église
privée: Administration et économie // Le
istituzioni ecclesiastiche d. «Societas
Christiana» d. sec. XI–XII: Diocesi, pieve e
parrocchie: Atti d. 6 Settimana intern. di studio (Mil.,
1974). Mil., 1977. P. 309–322; Jacob A.
Testimonianze bizantine nel Basso Salento // Il Basso
Salento: Ricerche di storia sociale e religiosa / A cura
di S. Palese. Galatina, 1982. P. 49–69; Martin
J.-M., Noyé G. Guerre, fortifications et
habitats en Italie méridionale du Ve au
Xe siècle // Guerre, fortification et
habitat dans le monde méditerranéen au Moyen
Âge / Sous la dir. d’A. Bazzana. [P.; R.],
1988. P. 225–236 (Castrum; 3).
|