|
Василий II
Василий II – византийский император
(975–1025). Родившиеся во дворце сыновья Романа II,
малолетние Василий и Константин, формально стали
императорами после смерти своего отца в 963 г. Но до 975
г. власть находилась в руках их соправителей-опекунов,
выдвинувшихся из военной знати, – Никифора II Фоки,
а затем Иоанна I Цимисхия. Едва 19-летний Василий взял
бразды правления в свои руки (брат его предпочел отойти от
государственных дел), ему пришлось столкнуться с военным
мятежом. Варда Склир, родственник Цимисхия, во главе
восточной армии двинулся на Константинополь. Другой
генерал, Варда Фока, выпущенный из тюрьмы, где он сидел за
такое же восстание при Цимисхии, сумел разбить Склира
(979). Но вскоре неудача Василия, разгромленного
болгарами, вызвала возмущение высокопоставленных военных.
Варда Фока был провозглашен императором (987), Склир,
вернувшись из Багдада, пытался договориться с ним о
разделе власти, но был посажен под арест. С помощью
отряда, присланного русским князем Владимиром, войска Фоки
были разбиты. В благодарность Василию пришлось пойти на
небывалую уступку: отдать свою единственную сестру,
багрянородную царевну Анну, в жены «северному
варвару». Условием брачного союза было принятие
Владимиром христианства. Во внутренней политике Василий II
проводил неуклонную линию на ослабление
«динатов» и провинциальных магнатов. Во
внешней – укрепив дисциплину в армии, добился
решительных побед над всеми врагами империи. Большим
успехом Василия стало завершение затяжной болгарской
войны, снискавшее ему в истории прозвище Болгаробойцы.
Впрочем, этот эпитет появляется только через 150 лет после
смерти императора в воинственной речи одного из придворных
панегиристов. Американский исследователь Пол Стефенсон,
анализируя источники, приходит к выводу, что общепринятые
представления о Василии как о грозном завоевателе Болгарии
– продукт исторического мифотворчества (см.:
Stephenson P. The Legend of Basil the
Bulgar-Slayer. Cambridge, 2003). Известный эпизод с
ослеплением и освобождением 15 тыс. пленных болгар в 1014
г., вид которых будто бы свел в могилу болгарского царя
Самуила, носит черты типичной народной легенды.
Впоследствии он играл чисто пропагандистскую роль,
например, во время греко-болгарских конфликтов начала XX
в.
|