ВизантияЦерковь Споры о ВизантииГалереиФильм
Фильм Научные комментарии

Национальный вопрос

27 мая 2008 г.

Понятие национальности отсутствовало в византийском лексиконе. Жители империи называли себя «римлянами» (греч. «ромеи») и «христианами». Понятие «человек племени» (греч. «этникос») обозначало, по библейской традиции, представителя другой нации и религии (отсюда русское «язычник», буквально «человек, говорящий на другом языке»). Слово «эллин» (грек) в ранне- и средневизантийскую эпоху имело религиозное значение – приверженец политеизма, язычник; лишь в XII–XIII вв. оно постепенно возвращает свое исконное этническое значение и в XIV в. начинает конкурировать с термином «ромей» за право обозначать жителя империи. Процессы этнической консолидации, осложнявшиеся конфессиональным обособлением отдельных групп населения, играли роковую роль в дезинтеграции империи. Так, в V в. «племенные» германские королевства расчленили Западную империю, а в VII в. сирийское, коптское и армянское население Востока империи, обособившиеся как от грекоязычной византийской культуры, так и от официальной Православной Церкви, почти без сопротивления признало власть исламского халифата, предоставившего им религиозную автономию. В XIII–XV вв. этнические конфликты омрачали отношения единоверных православных народов Балканского полуострова и мешали их консолидации перед лицом турецкой опасности.

Православие.Ru
Rambler's Top100
ВизантияЦерковьСпоры о ВизантииГалереиФильм