|
Реформа армии в Византии
Реформа армии в Византии началась во 2-й половине X в.
Тогда стало ясно, что обычные воины-стратиоты больше не
могут быть ядром армии, был взят курс на создание
бронированной конницы – катафрактов. Но сразу же
встал вопрос: кто будет оплачивать этот весьма дорогой род
войск? На Западе все было просто: рыцарь был частью
феодальной структуры и «кормился» за счет
принадлежавших ему бесправных крестьян. Так в Византии
возникла дилемма: формировать ли армию за счет
государственных средств, повысив налоги, или допустить
создание своей «феодальной аристократии»,
отдав ей на откуп разорявшихся земледельцев. Василий II
копил деньги не для своего удовольствия: его мечтой было
создание профессиональной византийской армии нового типа.
Но в итоге пошли по второму пути, и уже к XII веку
византийские граждане расслоились на неимущих
крестьян-пáриков и владевших ими
аристократов-динатов – феодалов «на
государственной службе». Подобно западным феодалам,
они постепенно «приватизировали» государство,
и у центральной власти не оказалось сил противостоять
этому гибельному для страны процессу.
Что же касается армии, то здесь похвастать было
нечем… Ученые горячо спорят о том, почему
византийская армия, в начале XI в. внушавшая страх всем
окрестным народам, к концу этого века утратила
боеспособность.
В то же самое время на Западе произошел бурный расцвет
бронированной кавалерии – рыцарства. Не вдаваясь в
подробности, отметим главное. В основе формирования войска
лежит социальный фактор. Индивидуализм и граничащая с
безрассудством отвага западноевропейских рыцарей опирались
на сложный комплекс правил и норм, сформировавшихся в
условиях разложения государственных институтов. Длившаяся
на Западе веками «война всех против всех»
сделала военных («людей меча») единственным
благородным сословием и даже привела к освящению их
ремесла со стороны духовенства. Отсюда немыслимая для
православных христиан идея отпущения грехов в награду за
войну во имя Христа. Византия в этом смысле оставалась
нормальным христианским обществом, в котором любое
убийство считалось грехом, а война признавалась злом,
пусть и необходимым.
Империя вела почти непрерывные войны, византийское
общество было сильно милитаризировано – но культа
силы и буйной удали не сложилось. Обычные люди
предпочитали мирный труд, а славу и почет стяжали
подвигами не на войне, а на поле духовной брани. В нищей и
дикой Европе только с мечом в руке можно было добиться
более или менее достойной жизни, основная же масса
населения влачила бесправное и голодное существование. В
процветающей Византии даже обычные крестьяне были
полноправными гражданами и получали доход, который и не
снился их западным собратьям. Это объясняет, почему все
попытки императоров создать «государственное
рыцарство» потерпели фиаско. Как невозможно
уподобить нормального человека презирающему смерть
фанатику, так и законопослушным и миролюбивым византийцам
не удалось сравняться в храбрости с головорезами из
Франции, Англии или Германии, с детства орудующими мечом и
копьем. Впрочем, у византийских полководцев были свои
козыри: армейская дисциплина, военное искусство и
дипломатия. Но когда на смену народному ополчению пришли
наемники, а в среду военачальников проникли зависть,
продажность и предательство, империя рухнула. Этот опыт
тоже полезно изучить.
|